Программы обмена мгновенными сообщениями (IM – Instant Messaging), изначально рассчитанные на домашних пользователей, сегодня стали полноценным инструментом бизнес-коммуникаций. Зачастую, общение с помощью популярных IM-клиентов позволяет добиться более тесных и дружественных контактов, нежели использование традиционных способов связи, таких как телефон или электронная почта. Однако наряду с очевидными достоинствами, IM-программы имеют и ряд недостатков – они отвлекают служащих от своей основной деятельности и, что более важно, являются потенциальной брешью в системе безопасности предприятия.
Угрозы, связанные с IM-технологиями, достаточно разнообразны. Во-первых, существует масса вредоносных программ, атакующих пользователей тех или иных IM-протоколов. Во-вторых, уязвимости в программах-клиентах могут служить прекрасной мишенью для хакерских нападений. И, в-третьих, через IM-сетиn постоянно передается конфиденциальная информация, которую достаточно легко перехватить. Ну а если в вашей компании появился инсайдер, то эту информацию не надо даже перехватывать – ему вполне достаточно просто выслать своему внешнему контакту по IM-клиенту.
Настоящее исследование посвящено изучению рисков, которые возникают в компаниях при использовании IM-клиентов, а также тому, как организации реагируют на эти риски. Основная цель исследования – определить угрозы ИТ-безопасности, связанные с применением IM-программ в российских компаниях, и предложить наиболее эффективные методы защиты от них.
Основные выводы
Подавляющее большинство (92,4%) респондентов признают опасность IM-технологий, но практически каждый второй (48,6%) на практике бездействует и полностью игнорирует возникающие риски ИТ-безопасности.
Основная угроза, возникающая при использовании IM-клиентов, это утечка конфиденциальной информации (42,3%), что совершенно справедливо: каждый четвертый респондент (24,5%) согласился, что постоянно пересылает классифицированные сведения через IM-клиент, а еще 15,8% затруднились дать однозначный ответ.
Почти половинка компаний (41, 4%), заlщищающихся от IM-угроз, используют блокировку трафика, а почти треть (27,0%) - административные ограничения. Таким образом, респонденты предпочитают запрещать IM-трафик, вместо того, чтобы контролировать это эффективное средство коммуникации.
Лишь чуть больше половины (57,9%) респондентов, использующих блокировку трафика, считают эту меру эффективной. Напротив, три четверти компаний уверены, что административные ограничения (74,7%) и мониторинг IM-трафика (78,9%) являются эффективным средством защиты от IM-угроз.
Несмотря на высокие риски, компании малого бизнеса (до 100 рабочих станций) на 23,8% реже используют специальные средства для защиты от IM-угроз, нежели крупные корпорации (более 501 пользователя). Последние защищаются также далеко не всегда – меры принимаются только в 66,8% случаев.
Методология исследования
Исследование проводилось в период с 1 мая по 1 июня 2007 года. В процессе сбора первичных статистических данных участвовал 1101 респондент из различных стран, заполнивших онлайн-анкеты (см. приложение) на портале SecurityLab.ru. Вопросы, приведенные в анкете, были адресованы, прежде всего, профессиональной аудитории SecurityLab.ru, которая традиционно состоит из опытных специалистов в области информационных технологий и информационной безопасности.
Отметим, что первое российское исследование, посвященное безопасности IM-клиентов в корпоративной среде, было проведено аналитическим центром InfoWatch в середине 2005 года . Несмотря на то, что база респондентов в прошломa и настоящем исследованиях значительно отличаются, некоторые параллели между ними провести все-таки можно. Поэтому, сравнивая нынешние результаты с показателями двухлетней давности, аналитический центр InfoWatch будет останавливаться только на самых общих тенденциях.
Приведенные ниже данные являются округленными до десятых долей целых чисел. В некоторых случаях сумма долей ответов превосходит 100% из-за использования многовариантных вопросов.
Потрет респондент
На рис. 1 представлен портрет респондентов по количеству компьютеризированных рабочих мест в организации. Наибольшая часть опрошенных сотрудников работают преимущественно в малых компаниях (61,3%), имеющих не более 100 рабочих станций. На долю среднего бизнеса (101-500 компьютеризированных мест) пришлось 21,7%. Оставшаяся часть респондентов (17,0%) представляет, соответственно, крупный бизнес. В дальнейшем результаты опрiоса будут сегментированы в зависимости от размеров бизнеса респондентов.
Используемые IM-клиенты
Согласно результатам исследования (рис. 2), подавляющее большинство пользователей (74,3%) используют сервис ICQ, что свидетельствует о высокой популярности данной программы в России. Правда, более половины (54,3%) респондентов применяют не только ICQ, но и другие IM-программы, а значит, несколько увеличивают вероятность возможных рисков. По сравнению с результатами двухлетней давности, ситуация практически не изменилась: IM-клиенты не используют 12,8% опрошенных, причем влияние отличий в базе респондентов на этот фактор можно считать несущественным.
Таким образом, технологии IM стали полноценным средством бизнес-коммуникации. Версия об их возможном отмирании в связи с проблемами безопасности не выдержала проkверки временем. Бизнес-выгода, которую приносит использование IM, настолько велика, что абсолютное большинство компаний готовы применять IM-клиенты, невзирая на их очевидную незащищенность. Последний тезис прекрасно понимают и злоумышленники, что неизбежно приведет к распространению вредоносных программ, эксплуатирующих уязвимости пейджеров. Не стоит забывать и о внутренних угрозах – то есть, об инсайдерах, использующих IM-каналы.
Влияние IM на ИТ-безопасность
На рис. 3 приведена диаграмма, демонстрирующая основные угрозы, возникающие в связи с применением IM-программ. Нетрудно заметить, что в списке угроз лидирует утечка конфиденциальной информации, которую отметили 42,3% опрошенных. Риски, связанные с вирусными атаками и нецелевым использованием ИТ-ресурсов, набрали примерно по 20% голосов, спам и реклама - по 10,0%. Отметим, что только 7,6% респондентов считают, что использование IM-клиентов полностью безопасно.
Следующий вопрос исследования касался наиболее серьезной угрозы IM – утечки конфиденциальной информации (рис. 4). Как выяснилось, только 59,7% респондентов уверены в том, чтvо они никогда не пересылают классифицированную информацию по IM-каналам, а 24,5% опрошенных, напротив, периодически ее пересылают. Рискнем предположить, что реальное количество людей, занимающихся подобными вещами, гораздо выше – многие попросту не хотят в этом себе признаться.